Сальвадор Дали и девочка, рисующая мелом
Однажды я побывала на выставке в нашем музее. Там были представлены работы Сальвадора Дали к Ветхому и Новому завету. Религиозная тема меня абсолютно не волновала, так как я человек далекий от религии вообще в силу своих личных убеждений. А вот качество работ, мастерство художника, вдохновение для своего творчества я надеялась там увидеть… Именно это и было важно. Видя работы Дали в интернете, я ожидала чего-то фееричного. Воодушевленная, выбрав время я пошла на выставку, купила билет, поднялась на второй этаж и подошла к первой картине у которой меня ждало… разочарование.Ощущение какого-то обмана, словно ребенку обещали мороженное и не дали.
По сравнению с другими работами эти были мазней. Многие искусствоведы закидают меня тапками, скажут, что я не права, и как можно про такого великого художника, таланта, про такие великолепные картины говорить «мазня». Я говорю можно. Его великое имя не дает права ему халтурить. А эти работы на мой взгляд именно халтура. Возможно они были выдержаны в другом стиле, но они не вызывали чувств. Они не затронули ни единой струны моей души. Ни всколыхнули во мне ни прекрасное, ни низменное. Ничего. Вообще. Все его картины у меня слились в одно цветное пятно. Более менее запомнилось только Мария с младенцем. И то… Эта картина не вдохновляла на какие-то свершения. Мало того, лица показались мне уродливыми. Я ходила по залу от картины к картине и не понимала почему ими так восхищаются, почему они стоят таких огромных денег и почему этот уникум так цениться. Для меня это и осталось загадкой… В конце концов, кому то может и понравилось.
Выйдя из зала, я прошла в соседний, где была выставка одной девушки, фотохудожника. Посреди зала возвышался замок из кубиков, на гранях которых были квартиры с их жителями. Они подсвечивались изнутри, а ещё была какофония из звуков, то о чём разговаривают люди, как смотрят телевизор, а может просто все звуки слились у меня в голове в какофонию. Вот это было прекрасно и понятно. Это навивало тоску, какое то понимание мироустройства и современной проблемы. Скажу, что Дали до этого было далеко. Ещё больше мне понравилась панорама города с крыши какого-то дома. Она была полукругом и транслировалась тремя проекторами. Если встать в центре, воображаемого круга, одной из сторон которых был экран, то можно было почувствовать волшебное дуновение ветра доносящегося с фотографии, услышать шум города, словом оказаться на этой крыше. Вот что для меня искусство. Умение заставить человека испытывать чувства. Иногда даже не важно какие. Если автор умеет затронуть сердце человека он уже гений. В конце концов Гитлер тоже был своего рода гением. Черным, злым, но гением.
Больше всего меня поразила другая работа. Находящаяся залом ниже. Вот что было по истине феерично. Работа фотографа, сделанная возможно даже давно. Без мультимедийных новшеств, без фотошопа, на черно-белой пленке (мне показалось, что это была именно пленка). На ней был простой портрет. Девочки. Лет пяти — семи. Она сидела на корточках и рисовала мелом на асфальте рисунки. Мимо шли взрослые не обращая на неё внимания. Они просто шли мимо. Простая фотография на первый взгляд. Но сколько чувств, сколько эмоций. Я на самом деле чуть не заплакала. Я простояла у этой фотографии около пяти минут. К сожалению автора я не запомнила, моя голова очень плоха на имена… Но этот фотограф однозначно гений. Столько эмоций сколько вызвала у меня эта фотография не вызвали все 105 работ Сальвадора Дали. Мне кажется, именно сходить посмотреть эту фотографию стоит. Ради неё не жалко было бы никаких денег.